Хит парад заблуждений бизнес-тренеров

 

7-е место

В бизнес-тренинге тренер не должен работать с эмоциями участников. Это не психологическая группа, на бизнес-тренинге работают только на задачу.

Реальность

Участники бизнес-тренинга – это люди. У людей есть разные эмоции и чувства. Игнорировать  эмоциональные состояния участников, в частности, и групподинамические процессы, в целом, нельзя. В противном случае тренинг будет однобоким, нецелостным и неэффективным. Нужно учитывать и работать с обоими направлениями развития группы, и с задачным направлением, и с социально-психологическим.

6-е место

Все члены группы должны активно и энергично участвовать во всех упражнениях, дискуссиях, играх. Если кто-то из обучающихся не участвует или не активен, его нужно стимулировать, вдохновлять, ссылаться на тренинговые правила, любыми способами повышать их активность.

Реальность

Все люди разные. У каждого человека свой темп и уровень активности. У участников есть право самостоятельно определять степень своего участия в тренинге, исходя из интереса, ощущения безопасности, личностных особенностей и т.п. Тренер не должен заставлять всех участников быть активными и выполнять все, что происходит на тренинге. Однако неучастие и низкая активность членов группы может являться индикатором, что им неинтересно, неполезно, устали и нужно что-то менять.

5-е место

Бизнес-тренер должен ориентироваться только на результат и на решение поставленных тренинговых задач. Ориентация на процесс не важна.

Реальность

Невозможно прийти к результату без процесса. Процесс должен быть хорошо и грамотно организован. Только в этом случае можно надеяться на удовлетворяющий результат. Определить степень ориентации на процесс или результат можно исходя из актуальной тренинговой ситуации. Иногда нужно больше сдвигать ориентир на процесс, иногда на результат. Не бывает единой константной настройки баланса.

4-е место

Тренер должен обязательно иметь экспертизу в тренинговой теме. Например, тренер по продажам должен быть продавцом. Полярное заблуждение, — тренер должен быть обязательно «процессником», умеющим обучать, а экспертность только мешает.

Реальность

И в том и в том случае есть свои преимущества и ограничения. Тренер должен быть адекватным, адекватно оценивать свои возможности и ограничения и не залезать не в свои «экспертные» зоны. Скажем, если по каким-то причинам, тренер без управленческого опыта, вдруг, ведет тренинг по управленческим навыкам для опытных руководителей, то хорошо бы ему не лезть к участникам с книжной экспертизой. Максимум, что он может сделать, это занять фасилитационную роль и роль группового ведущего.

3-е место

От бизнес-тренеров, которые «держат руку на пульсе» можно услышать: «Эти технологии,теории, модели и т.д. устарели. Им уже 3, 5, 10, 60 лет. Сейчас в тренде модель В. В. Пупкина. Она самая лучшая и эффективная».

Реальность

Новомодные «тренинговые технологии», теории, модели приходят на рынок регулярно. Очень часто эффективные «новые модели» в основе своей  очень схожи с эффективными «старыми» моделями. Иногда( крайне редко), нам везет и появляется, действительно, что-то новое, почти революционное, неизведанное и эффективное.  Но старые технологии и теории на то и старые, что их применимость и эффективность проверены и доказаны временем. А «новые», через три года устареют и заменятся на «более новые».

2-е место

Мы, бизнес-тренеры, знаем, как надо делать правильно. Знаем, как надо правильно продавать, управлять сотрудниками, эффективно общаться, быть стрессоустойчивыми, управлять проектами и т.д.

Реальность

Человек первичен, алгоритмы вторичны. Бизнес-тренеры знают много разных эффективных моделей, алгоритмов, рекомендаций, теорий. Однако все эти алгоритмы без учета человека ничего не стоят. Задача бизнес-тренера, предлагая свои «эффективные модели», помогать участникам создавать, пусть и на базе стандартных предложенных алгоритмов, свои модели. Находить свой инструментарий. Не бывает универсальных алгоритмов. Все предложенные модели нужно «причесывать» и «подпиливать» персонально, с учетом индивидуальных особенностей участников, специфики бизнеса, организации.

1-е место

Мы, бизнес-тренеры, учим людей.

Реальность

Мы, бизнес-тренеры, не учим людей. Не стоит переоценивать свой великий вклад в развитие участников. Участники УЧАТСЯ. Не мы их учим, а они учатся. Мы способствуем обучению и развитию. Наша задача создать условия, в которых обучение возможно и эффективно. А дальше мы можем лишь поддерживать процессы, способствующие обучению и развитию навыков участников и не поддерживать неполезные процессы. Чем больше мы, бизнес-тренеры, учим людей, тем больше «не пережеванной», пусть и интересной, пищи проглатывают участники. В этом случае информация проглатывается, но не присваивается. Продолжая метафору про еду, наша задача, не накормить участников, а поспособствовать в создании условий и процесса, где они смогут поесть. Но есть они должны сами. Это означает, что участники выбирают блюда, которые им подходят и не берут те, которые не подходят. Едят в таком количестве и с таким темпом, с которым им нужно для здорового усвоения. Поэтому не учим, а учатся!

Алексей Песоцкий