Магия управляет самолётом

Рассказ не для всех.

рассказ для тех,

кто пускает жизнь в свою профессию.

Рассказ для опытных

 и малоопытных тренеров.

Если вы не тренер,

 попробуйте подставить название

своей профессии, вместо

слова тренер,

может быть из этого что-то получится

Невнятные абзацы:

 Абзац первый.

 Прошел год. Прошел год, а я так  ничего и не понял. Как я умудрился завалить группу? Обычная обучающая  долгосрочная программа по организационному консультированию. Каждый цикл состоит из трех вечеров. Три  вечера – три разных тренера. Как показал опыт, невероятно сложный формат и для участников, и для тренеров.  Но! Мы не в первый раз работаем в таком формате. Всегда с этим форматом сложности, а после –  качественный глубокий прорыв и повышение зрелости группы. Мой второй вечер. Итог второго дня –  моя  личная неудовлетворенность, неудовлетворенность участников, незавершенность, нецелостность…Не – не –  не –не…

 

 Абзац второй.

 Более чем пятнадцатилетний опыт проведения различных тренингов  и групп. Так или иначе, доволен каждым  проведенным тренингом. Были сумбурные и невнятные куски на группах, но по итогу всегда чувствовал  удовлетворенность. На весах «тысяча» удовлетворяющих тренингов против четырехчасового «проваленного»  вечера. Угадайте, что перевешивает?

Абзац третий.

 Много раз слышал и несколько раз видел  «заваленные» тренинги / части тренингов у признанных мастеров  российского и международного уровня.

 Всегда удивлялся, как они допускают «очевидные» просчеты при работе с группой. Это же элементарно. Вот я  бы сделал по-другому….надо было четче прояснять….здесь откровенная ошибка…Вот у меня ни разу не было  «заваленных» групп, видимо,  уже и не будет… значит я гениальный тренер… Гордыня, глупость и  неопытность.

Внятная целостная часть.

Часть первая, единственная.

 Есть живые  и неживые тренинги. Есть живые и неживые тренеры. Есть живые и неживые организации. Есть  живые и неживые люди. Под жизненностью, в данном случае, я понимаю опору и поддержку таких свойств,  качеств и черт как  уникальность, гибкость, истинные потребности, свобода, энергия, чувства и т.п. Безусловно  не отрицая, а используя, уважая и опираясь, на методы, стандартизацию, догмы, технологию и т.п. Разница  лишь в том, что первично. А в жизни присутствует и первое и второе…и даже третье и четвертое и……Но я бы  не осмелился описывать жизнь в постулатах, правилах и догмах.

 Самый простой и верный способ минимизировать риск «завалить» тренинг, — это не пускать туда жизнь. Можно  прятаться за структуру, директивность, установки, слайды, алгоритмы и т.п. Но будет ли такой тренинг  эффективен? Безусловно, да!

 Жизнь возьмет свое и каждый живой участник сможет найти для себя что-то полезное в любом формате. Опыт,  он же разный важен. Лично мне ближе живые тренинги. Где человек важнее структуры и технологий. Где  человек первичен. И тренер знает и уважительно принимает, что его, тренера, идеи, формат, технологии не  всем могут подойти. Более того, могут не понравиться. И в этом свобода и гибкость. Тренер делится своими  наработками и алгоритмами, и, если это кому-то не подходит, то тренер не навязывает свое видение, а  помогает найти свой собственный способ, путь, инструмент и т.п. И в живых тренингах всегда риски выше. Но и  выигрыши покозырней.

 Что же делать с рисками? Если вы признаете и соглашаетесь, что в ваших тренингах жизнь крайне важна, то  остается лишь принять, что эти риски не только существуют, но и периодически будут проявлены в вашей  деятельности. Мне кажется, что в программах обучения бизнес-тренеров обязательно нужно озвучивать идею  про неизбежность и обязательность присутствия невнятных, скомканных, «провальных» кусков работы и,  возможно, групп. А еще лучше, это начать озвучивать будущим бизнес-тренерам в детском возрасте, лет с трех,  наверное…Так и говорить: «Маша, вот когда ты вырастешь и станешь бизнес-тренером, знай, что вероятность  провести хороший и эффективный тренинг у опытного зрелого и живого тренера, — очень высока. А вероятность  встретиться с невнятными кусочками работы и неудовлетворенностью от проведения группы – стопроцентна…  и это, Маша, не только про тренинги…И да, Маша, помимо рисков! Выигрыш от соприкосновения к жизни, это –  жизнь!…»

 При проведении тренингов, переговоров, презентаций происходит удивительная и волшебная вещь. Обычно, в  начале переговоров/ тренинга/ презентации ощущается некоторая напряженность, недостаток  эмоционального  комфорта. После стандартных способов установления контакта, прояснения потребностей и т.д., при работе с  группой или партнерами по переговорам через некоторый промежуток времени неожиданно и мгновенно  срабатывает и переключается какой-то тумблер, который запускает тепло, комфорт, кураж, неуязвимость,  целостность, спонтанность, импровизацию, жизнь….Ну… или тумблер не срабатывает… Это что? Что за  тумблер такой? Где его найти, чтобы переключать по собственному желанию в любой момент времени, а не  неожиданно, мгновенно  не обязательно и не по нашей воле…? Мы все испытывали это ощущение. Приходим  на переговоры, общаемся и вдруг ба-бах, химия…Или на тренинге…или на свидании…Кто управляет  тумблером? Понятно, что есть стандартный инструментарий, техники и т.п. для достижения этого ощущения,  этого глубокого эмоционального контакта. Но, почему-то, несмотря на использование данного инструментария,  иногда тумблер срабатывает быстро, иногда медленно, иногда вообще не срабатывает. Получается, что  помимо способов, которые мы используем, для того чтобы «законтачить» с группой, помимо факторов, которые  мы способны осознавать, существует огромное количество факторов, которые не осознаются и не управляются,  но влияют на достижение данного состояния. При чем, количество данных факторов можно спокойно умножать  на количество участников тренинга, приплюсовать внешние условия и…..принять, что в процессе, где участвует  более одного человека, невозможно самостоятельно переключить тумблер. Мы все можем влиять на  переключатель, но никто не может гарантировать, что он переключится. И веди после этого тренинги….Все  ведь, включая тренера, уверены, что это его тумблер…

 Возвращаясь к «заваленному» тренингу. Анализируя свою работу, я много понял, что можно было бы изменить,  сделать по-другому. Отследил, в чем промахнулся, где группу пережал, где недожал, сделал некоторые  выводу. И если повернуть время вспять, вернуться на год назад и после работы над ошибками провести ту же  самую группу, с теми же людьми и той же темой, то могу с уверенностью сказать, что я не дам гарантии, что я  ее вновь не завалю. Потому что магия управляет самолетом (с)

 Песоцкий Алексей

 15 октября 2013г.